Антикварная лавка в Калашном переулке

На главную  •  Все статьи


Техника изготовления икон

Деревянные иконы

Древнерусская иконопись как искусство берет свое начало в Х веке, оставаясь до XVII века ядром древнерусской культуры. Творения великих иконописцев, таких как Феофан Грек, Андрей Рублев и сегодня являются величайшим достоянием русского народа.

Наиболее распространенным материалом, на котором писали иконы, было дерево. Старинные деревянные иконы для современного человека могут стать ценным подарком для любого православного человека, они дарят своему владельцу ощущение доброты, умиротворения и легкости. Многие стремятся иметь дома такую икону. Предлагаемые нами старинные русские иконы станут вашей семейной реликвией, святыней, передающейся от поколения к поколению.


Старинные православные иконы, какое дерево применялось?

Старинные православные иконы писали на липе, березе, кипарисе и других видах древесины. Доски изготавливались из сухого, выдержанного дерева и склеивались между собой специальным столярным клеем. Для того чтобы на доске держался грунт, лицевая сторона заготовки отстругивалась зубчатым рубанком. С тыльной стороны доска также остругивались, а чтобы избежать коробления доски в будущем, в неё врезались шпонки.

Выбор древесины для изготовления старинных русских икон был обусловлен местными традициями и тем, какие породы деревьев были распространены в данной конкретной местности. Дорогие иконы старались писать на кипарисе: это дерево дольше сохраняется, не впитывает влагу. Изготовлением досок для икон занимались, как правило, древоделы.


Техника письма старинных русских икон

Техника иконописания своеобразна и сложна. К сожалению, некоторые технологии иконописи были утеряны в годы советской власти, так как это искусство передавалось из поколения в поколение от родителей к детям. Тем не менее, последовательность работ, выработанная еще в древности, не изменилась.

Итак, каждая икона имеет четыре основные части:

  • Первый слой: деревянная основа;
  • Второй слой: паволока (специальная ткань) с левкасом (меловым грунтом);
  • Третий слой: непосредственно живопись. Красочные материалы для письма готовились на основе минеральных пигментов и яичной эмульсии;
  • Четвертый слой: защитный. Для защиты живописного слоя икону покрывали олифой.

На главную  •  Все статьи